О материнском перфекционизме
или почему маме полезно иногда полежать на диване
Я часто слышу от мам, что у них нет ни минуты свободного времени, что целый день дела: дом-ребёнок-отвести-привести-погулять-покормить-поиграть-убраться-спать уложить-провести время с мужем и т.п. На себя время не остается. Вообще.
По правде говоря, у меня такая же проблема. И, знаете, я задумалась, что же мешает мне посреди такого вот дня просто лечь на диван (кровать) или сесть в кресло, и 15-30 минут (хотя бы) заниматься тем, что хочется мне. Книжку почитать или френдленту, передачу интересную посмотреть или по телефону поговорить спокойно, отложив ложки-поварёшки, пылесос и утюг. А мои давние, запылившиеся уже мечты - рисовать для себя, слушать музыку, танцевать, научиться играть на гитаре, шить, фотографировать, заниматься творчеством? Как же они?
За неимением свободного времени всё это откладывается на годы, наполняя жизнь ощущением жертвенности, однообразия, раздраженностью на бесконечную череду одних и тех же дел.
Психологами и мною, в том числе, рекомендуется все ж находить на любимое занятие время. Но оказалось это не так-то просто. Нет, дело не том, что дети мешают, не дают. И не в том, что дел очень много и неоткуда 30 минут урвать. Заглянув поглубже в себя, я увидела, что мне стыдно уделить время себе пока я нужна детям-мужу-родителям-подругам. Что где-то внутри сидит установка, что думать о себе – это эгоизм ужасный. Что делу время – а потехе час, то есть сначала выполни свою работу, а потом уж отдыхай. Догадываюсь, что у многих мам с подобной проблемой тоже сидит какой-то невидимый оценщик (мама ли, бабушка, учительница) на плече, заставляющий их делать все еще лучше, еще больше. Впрочем, у каждого совё: у кого-то оценщик, у кого-то страхи, установки, привычки.
Так просто на раз-два с этими «тараканами» конечно не справиться. Для этого нужно не мало времени потратить на самокопание, самоосознание и психотерапию по-хорошему. Но вот какой аргумент пришел мне в голову. Так скажем «контрустановка», которая позволит маме уделять время себе-любимой, да еще так, чтобы дети это видели.
Задала я себя вопрос: «А хочу ли я, чтобы моя дочь, когда вырастет, так же носилась по дому, думая обо всем и обо всех, кроме себя? Я вот сейчас так много времени уделяю на то, что бы она умела слышать себя, свои чувства, потребности, чтобы имела своё мнение и вообще имела ориентацию на себя, «могла услышать своё сердце и делать то, от чего она счастлива». А еще я хочу, чтобы она была женственной, с хорошим вкусом, привлекательной, чтобы она любила и была любимой. При этом подсознательно моя дочь усваивает, как образец тот образ женщины, который видит, то есть мамин. А если мама вечно в заботах, уставшая, неудовлетворенная, сердитая, …, обиженная на свою женскую долю и т.п. Какой же эталон женственности получает моя дочь???
А мой сын? Для него мамин образ это ведь тоже образ идеальной женщины. Не здесь ли зарывается двойственное и далекое от реальности послание к жизни: я хочу себе жену красивую, умную, самостоятельную, самодостаточную (этот образ формируется в подростковом возрасте), но чтобы готовила вкусно, на работу провожала/встречала, чтобы была идеальной хозяйкой и матерью, с родителями пожилыми помогала, ну и неплохо еще чтобы работала и зарабатывала неплохо (а это уже образ мамин, в детстве формирующийся). Хочу ли я, чтобы мой сын всю жизнь искал такую вот идеальную женщину, или от свих потенциальных избранниц подсознательно ждал поведения мамы-перфекционистки?
В общем, задавшись этими вопросами, поняла я, что это просто-таки мой материнский долг найти время в течение дня и заняться тем, что Я хочу, что МЕНЯ порадует. Даже если я захочу полежать на диване и поплевать в потолок. И не страшно, что посуда не помыта, или пыль кое-где по углам лежит. Мама тоже человек, со своими интересами, с правом на отдых. Она может ошибаться, лениться, может среди дня красить ногти, делать макияж, разговаривать по телефону. Детям это только на пользу – видеть нормальную неидеальную маму. И чтобы дети видели в маме женщину, мама должна видеть женщину в себе, ухаживать о ней и заботиться. И это не менее важно для здорового формирования детей, чем есть, пить, проводить время в месте, играть и учиться.
Знаете, такая «контрустановка» довольно успешно нейтрализует голос невидимого оценщика-перфекциониста, сидящего на плече. Во всяком случае, моего.
Автор: Зиновьева Екатерина
Оставить комментарий к статье можно здесь.
На сайте он появится в ближайшее время
Зиновьева Екатерина