Адаптация ребёнка к детскому саду

Итак, адаптация ребёнка к детскому саду - это тяжёлый период и для ребёнка, и для мамы. Так ли это? И что можно сделать, чтобы адаптация прошла легче.

 

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.

 

Что же меняется в привычной и такой знакомой жизни ребёнка:


- появляется четкий режим дня;
- рядом нет родных и близких людей;
- ребёнок постоянно вынужден контактировать со сверстниками;
- необходимо слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
- внимания персонально к ребёнку становится намного меньше.

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2-3 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. В целом психологи отводят на адаптацию ребёнка к детскому саду до 6 месяцев. Если за этот период ребёнок не адаптировался, возможно, ему пока рано ходить в детский сад или же он просто «несадовский ребёнок». Такое тоже бывает, и это не страшно.

 

Давайте, попробуем разобраться, что происходит с ребёнком, когда его начинают водить в детский сад, и почему он начинает вести себя не так, как раньше.

 

Первое время почти все малыши испытывают от посещения детского сада, в основном, отрицательные эмоции. Они могут быть более плаксивы и встревожены даже дома.

 

С чем это связано, и что же малыш чувствует?

 

Ребенку может быть страшно. Он может бояться незнакомых воспитателей, детей. Часто дети боятся, что родители за ними не придут.


Ребёнок может злиться (не давать себя раздеть, вырываться, или даже ударить маму или папу).


Может казаться, что малыш вообще ничего не чувствует. Он становится апатичным, вялым, депрессивным.

 

Такие проявления детей встречаются часто и говорят они о том, что ребёнку сложно расставаться с мамой и привыкать к новой, чужой для него среде. Однако отрицательные эмоции обязательно сменятся положительными, свидетельствующими о прохождении адаптационного периода. Наберитесь терпения.

 

Как складывается взаимодействие ребёнка в период адаптации с воспитателями и со сверстниками.

 

Ребёнок может в первое время вообще не выходить на контакт ни с теми, ни с другими. Может выбрать себе тихий уголок и оттуда наблюдать за происходящим. Важно дать ребёнку возможность самому начать общаться.

 

Он сделает это тогда, когда будет более менее спокоен и готов к взаимодействию. Насильно заставлять его что-то делать не стоит, этим можно только отпугнуть ребёнка.

 

О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что малыш все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам. Но торопить его в этом не следует.

 

Что касается навыков сомообслуживания. В первое время может казаться, что ребёнок разучился одеваться, есть ложкой, вовремя ходить в туалет. Это связано с переживаемым стрессом. По мере прохождения адаптации, эти навыки вернутся. Более того, как правило, глядя на остальных, малыши быстрее учатся и радостно демонстрируют свои новые возможности взрослым.

 

Одними из стрессовых факторов для ребёнка являются еда и сон в детском саду. Снижение аппетита связано как с переживаемым стрессом, когда есть вообще не хочется, так и с тем, что еда не такая, как дома. Улучшение аппетита будет говорить об успешном прохождении адаптации.

 

Дневной сон для крохи является одним из самых сложных испытаний в период адаптации. Другая кровать, непривычная обстановка, рядом нет мамы и любимой игрушки. Ребёнку бывает сложно заснуть, сон может быть тревожным и коротким. Причем и ночной сон тоже страдает.

 

Здоровье ребёнка. Адаптация к детскому саду – это серьёзный стресс. А организм всегда реагирует на стрессовые факторы снижением иммунитета. А вероятность встретиться с вирусом намного выше, чем раньше. Именно с этим связано то, что ребёнок может в первые месяцы часто болеть.

 

Как помочь малышу легче адаптироваться к детскому саду:

 

1. Говорите о садике и о воспитателях в положительных тонах, особенно в присутствии ребёнка. Если он будет слышать, какой прекрасный его детский сад и его воспитатели, ему будет легче ходить в него.

 

2. Будьте уверены и спокойны. Ваше спокойствие и твёрдое понимание того, что все идёт правильно и хорошо, будут опорой вашему ребёнку. «Если мама спокойна, значит всё хорошо, и нет ничего страшного. Я справлюсь. Мама во мне уверена». Помните: спокойная мама – спокойный малыш!

 

3. Соблюдайте режим дня, близкий к режиму в садике. Не меняйте его даже в выходные. Тогда ранние подъёмы не будут причиной плохого настроения ребёнка по утрам, и ему легче будет подстроиться к распорядку в саду.

 

4. Постарайтесь приблизить рацион питания вашего малыша к такому, который установлен в садике. Он охотнее будет есть то, чем вы кормите его дома.

 

5. Учите его самостоятельно одеваться и раздеваться. Только не слишком настойчиво, без напряжения. В три - четыре года он быстро освоит эти навыки, и в саду ему будет значительно легче.

 

6. Старайтесь, чтобы вашего ребенка окружала спокойная доброжелательная атмосфера. Ему сейчас действительно непросто (как и вам). Его нервная система перегружена. Он может чаще плакать, капризничать, вредничать. На самом деле ему как никогда нужно ваше внимание, забота и любовь.

 

7. Если воспитатели в детском саду позволят, дайте ребёнку с собой какую-нибудь небольшую игрушку, которую он любит. Она будет связывать его с домом, поможет освоиться в незнакомом месте. С игрушкой он будет спокойнее засыпать днём.

 

8. Обязательно говорите малышу, когда вы за ним придете. «Я приду за тобой после того, как ты поспишь и поешь». Ребёнок может расстраиваться, что вы придете не скоро, но зато не будет ждать вас каждую минуту.

 

9. Большим помощником в таких делах является сказка. Расскажите ребёнку сказку о том, как жила была маленькая девочка (маленький мальчик или мышка, белочка,…), которая однажды выросла и начала ходить в детский сад. Сначала ей было страшно, и одиноко. Она не хотела ни есть, ни спать в незнакомом месте. Но потом она увидела вокруг других девочек и мальчиков, таких же как она, и ей захотелось с ними поиграть….. Главным, ключевым моментом сказки должно быть возвращение мамы. Вы можете проигрывать эту сказку с игрушками или рассказывать её перед сном. Показывая (рассказывая) такую сказку вы готовите ребёнка к тому, что его ждёт в садике, показываете ему варианты развития событий. А также сообщаете о том, что вы понимаете его чувства и сопереживаете ему. А это главное.

 

Иногда, адаптация ребёнка к детскому саду проходит быстро и легко. Иногда на это нужно время и терпение. Если вы должны выйти на работу в определенное время, а ребёнок пока еще с трудом вас отпускает и долго привыкает к переменам, начинайте водить его в детский сад заранее (месяца за 3) и очень постепенно. Оставляйте его там сначала на час-два, потом на полдня, потом забирайте сразу после сна. И только, когда ребёнок начнёт ходить в детский сад спокойно и с удовольствием, оставляйте его на целый день.

Но если у вас такой возможности нет, перечисленные выше рекомендации помогут сделать адаптацию к детскому саду легче.

 

Автор статьи: Зиновьева Екатерина, психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий к статье можно здесь.

На сайте он появится в ближайшее время

Отлично! Сообщение получено.

Зиновьева Екатерина